Перечитывая строки произведений Марины Цветаевой, можно совершенно ничего не понять в её творчестве, но и совсем не поверить этим строкам тоже не возможно. Эта женщина как будто вырвалась из сильных объятий земного притяжения и перенеслась в мир, понятный только ей одной.
Родилась будущая поэтесса 8 октября (по старому стилю)1892 года в Москве, в семье профессора Ивана Владимировича Цветаева и пианистки Марии Александровны Мейн. Отец, профессор Московского государственного университета и знаменитый филолог, основал Музей изящных искусств, в настоящее время известный как Музей изобразительных искусств. Мать – страстный музыкант, поэтесса.
В юности Марина Цветаева подолгу находилась в Европе. Причиной этому была тяжёлая болезнь её матери, которая страдала чахоткой. Во время своего пребывания в Швейцарии, Италии и Германии, Цветаева проходила обучение в знаменитых пансионах городов Лозанна и Фрейбург. Также прошла курс французской национальной литературы в городе Сорбонна в 1909 году.
Семейство Цветаевых было сплочённым и дружным, и потому уход из жизни матери поэтессы, Марии Александровны, был воспринят девочкой как катастрофа. Марина Цветаева в детстве одинаково любила и уважала своих родителей, но все же именно к матери присутствовало особенное, по-детски трепетное отношение, которое не изменилось в течение всей жизни. Но всё же и в собственной любимой семье Марина чувствовала себя одинокой, отгораживаясь от внешнего мира. Детство и юность девушки протекали среди бесчисленных книг и созданных собственным воображением сказочных образов. Изучение языков для Марины было удовольствием, и в четырнадцатилетнем возрасте она самостоятельно перевела французскую драму «Орленок» поэта Э. Ростана. К слову, первые свои стихи девочка написала, когда ей было всего шесть лет. К сожалению, эти произведения и переводы поэтессы не сохранились в архивах. Первый свой сборник стихов под названием «Вечерний альбом» Марина Цветаева опубликовала за собственные сбережения в 1910 году. В то время её совершенно не интересовало мнение публики и оценки критиков, она не считала свою творческую деятельность профессией и рассматривала стихи как способ самовыражения.
Не слишком сердитесь на своих родителей, — помните, что и они были вами, и вы будете ими.
Летом 1911 года Марина Цветаева отдыхала в Коктебеле. Здесь, в Крыму, девушка впервые увидела своего будущего мужа Сергея Эфрона. Поженились молодые в том же году. Это был, поистине, очень счастливый союз. Сергей Эфрон превратил фантазии супруги в человеческие реальные чувства. Октябрьская революция 1917 года стремительно ворвалась в супружескую жизнь молодых людей. Муж поэтессы сразу же примкнул к Белой Гвардии и принял участие в ожесточённых боях с большевиками в Москве. Будучи офицером, он участвовал в сражениях с Красной Армией в Крыму, оттуда эмигрировал в город Константинополь.
На женские плечи Марины Цветаевой легла забота не только о хозяйстве, но и о двух маленьких дочерях. Уберечь детей от голодной смерти в то время было делом непростым, и Цветаева решилась на отчаянный шаг – любимых дочерей она отдала в местный приют. Вскоре одна из дочерей умерла, это было тяжелейшее испытание для поэтессы. Её стихи совершенно потеряли былую мелодичность, из них, как будто, ушла жизнь вместе со смертью девочки.
В сиром воздухе загробном –
Перелетный рейс…
Сирой проволоки вздроги,
Повороты рельс…Точно жизнь мою угнали
По стальной версте –
В сиром муроке – две дали…
(Поклонись Москве!)Точно жизнь мою убили.
Из последних жил
В сиром муроке в две жилы
Истекает жизнь.
Начало литературного пути Марины Цветаевой тесно связано с известными московскими символистами. В. Я. Брюсов, бесспорно, оказал на раннюю поэзию Цветаевой весьма значительное влияние. Её деятельность в различных ячейках и студиях издательства «Мусагет» с поэтом Л. Л. Кобылинским и общение с художником М. А. Волошиным также оказали существенное воздействие на восприятие поэтессой окружающего мира.
В поэме «На красном коне», которую Марина Цветаева написала в 1921 году, манера письма приобретает формы романтической и сказочной баллады в стихах.
Самое лучшее в мире, пожалуй, — огромная крыша, с которой виден весь мир.
В следующих своих книгах “Версты” и “Ремесло”, увидавших свет с 1921 по 1923 года, в стихах поэтессы прослеживается уже некая творческая зрелость, однако ориентация на сказку всё еще сохраняется, хотя значительная часть её преображается в своеобразный поэтический миф. В своих стихах, посвящённых литературным героям прошлых лет (Дон Жуан, Марина Мнишек и др.), Цветаева предоставляет им возможность жить за пределами реальности, в мире любви и поэзии.
1925 год принёс счастье в жизнь женщины. У Сергея Эфрона и Марины Цветаевой рождается сын. Назвали мальчика Георгием. В этом же году Цветаева с семьёй переезжает во Францию. Сергей Эфрон полностью разочарован в белогвардейском движении и предпринимает всяческие попытки вернуться в Россию, вплоть до работы в качестве агента НКВД. Вскоре семье предоставляют право вернуться на Родину, и она поселяется в деревне Болшево, на принадлежащей НКВД даче. Через малый промежуток времени работники всё того же НКВД заключают под арест старшую дочь Цветаевой и её мужа Сергея. Марина Ивановна впадает в длительную депрессию. Всё, чем она может помочь родным – это письма и нечастые посылки в тюрьму.
После вероломного нападения фашистской Германии на СССР, Марину Цветаеву эвакуируют из Москвы в Елабугу. Душевные силы женщины иссякли безвозвратно, и 31 августа 1941 года Марина Ивановна Цветаева покончила с собой. Незадолго до её смерти был расстрелян Сергей Яковлевич Эфрон.
Похоронена поэтесса в Елабуге. В городе Таруса на берегу реки в 1962 году был установлен каменный знак с надписью:
«Здесь хотела бы лежать Марина Ивановна Цветаева».