С экранов кинотеатров и телевизоров зрителей пленили естественная женственность и очарование советских актрис. Среди них были и такие, которых знала и любила не только вся наша страна, но даже Голливуд.
Нонна Мордюкова
Народная артистка СССР Нонна Мордюкова, запомнилась зрителю по множеству ролей: Ульяны Громовой («Молодая гвардия»), Стеши Ряшкиной («Чужая родня»), Саши Потаповой («Простая история»), Дони Трубниковой («Председатель»), купчихи Белотеловой («Женитьба Бальзаминова»), управдома («Бриллиантовая рука»), Марии Коноваловой («Родня») и др.
Нонна Мордюкова в кино воплощала образы сильных женщин. Ее героини запомнились и поступками, и внешностью: статные, с сильным голосом. Наверное, это было бы невозможно, если бы в реальности характер героини не был стальным. На ее долю выпало немало испытаний. Брак с красавцем Тихоновым сложно назвать счастливым. Но самая тяжелая трагедия в жизни актрисы – гибель ее единственного сына Володи. И при всем при этом ей удалось не опустить руки и сохранить себя. Видимо, крепкий казачий характер все же дал о себе знать.
Элина Быстрицкая
Элина Быстрицкая, дочка еврейского доктора и повара, родилась в 1928 году на Украине. Пережила Великую Отечественную войну, эвакуацию. Работала в госпитале медсестрой и даже выучилась на фельдшера. А потом, вопреки воле отца, поступила в Киевский институт театрального искусства. Если бы не это решение, мы бы так и не увидели блестяще сыгранные роли Лены Алексеенко («В мирные дни»), Елизаветы Максимовны («Неоконченная повесть»), Лёли («Добровольцы»), Ксении Румянцевой («Все остается людям»). Но самую большую известность актрисе принесла роль Аксиньи в киноэпопее «Тихий Дон». Ее красота завораживала и восхищала не только героя Петра Глебова, но и всю страну. Хотя сама Быстрицкая признавалась, что ей, воспитанной в строгости, всегда было удивительно слышать восторженные возгласы по поводу своей внешности. Вероятно, поэтому актрису считали неприступной красоткой с решительным характером. В институтские годы ей приходилось отбиваться от поклонников в прямом смысле этого слова: слишком настойчивым она щедро раздавала оплеухи, за что и получила прозвище «синий чулок». Резкий характер проявлялся и в более зрелом возрасте. Элина Быстрицкая часто выговаривала людям то, что она о них думает, за что нередко расплачивалась отсутствием ролей.
За годы своей актерской деятельности Быстрицкая успела поработать в Вильнюсском русском драмтеатре, потом в Московских драматических театрах – имени Пушкина, имени Ермоловой, Малом театре. В конце 70-х годов Элина Авраамовна занялась преподавательской деятельностью: обучала студентов Щепкинского училища и ГИТИСа.
Зинаида Кириенко
Судьба Зинаиды Кириенко, как и судьбы многих советских актрис, тесно переплелась с историей страны. Ее отца, выходца из состоятельной семьи, репрессировали в 1939 году. После этого мать дала девочке другую фамилию и отчество.
В жизни Зинаида Михайловна – легкий в общении человек. Но при этом она очень требовательна к себе: всегда подтянутая, изысканно одетая. Актриса не может позволить себе выйти на улицу неопрятной: обязательно должен быть хотя бы легкий макияж. Кириенко считает, что неухоженный вид – это неуважение к зрителю. Хотя артистка признается, что карьера для нее – не самое главное в жизни. Семья для Зинаиды Михайловны, как и для ее героини Натальи из «Тихого Дона», на первом месте. Кстати, именно эта роль сделала ее всенародно любимой и узнаваемой. Но, кроме Натальи, были еще «Судьба человека», «Поэма о море» и других.
Ирина Муравьева
В кино Ирина Муравьева воплощает образы шумных, очень активных, боевых девушек. Таких как Людмила из фильма «Москва слезам не верит». Но сама про себя актриса говорит, что она непохожа на своих героинь и считает себя стеснительной, серьезной, тихой, спокойной. А после выхода на экраны картины «Москва слезам не верит» Ирина Вадимовна даже расплакалась: боялась, что ее и в жизни будут считать такой же беспринципной и нахальной, как ее героиня Людмила. Несмотря на то что актриса всенародно любима, ее сценическая карьера могла и вовсе не состояться. Экзамены во все театральные вузы она провалила. Поступила только на следующий год в студию при Детском театре.
Слава пришла к Муравьевой сначала в кинематографе. Ее первая большая роль – Сюзанна в детективе «Чисто английское убийство». Узнаваема также роль Нины Соломатиной из «Карнавала».
Наталья Гундарева
Актриса обладала внешностью кустодиевских барышень с типично русской красотой – мягкие линии, покатые плечи, округлые формы. Однако за женственной внешностью скрывался бойцовский и жесткий характер. Наталья Георгиевна обладала железной дисциплиной: она сама никогда не пропускала репетиций, не опаздывала и не понимала этого со стороны других. Актриса не терпела панибратства и пресекала проявления навязчивости одним лишь убийственным взглядом.
Каждую свою роль Гундарева оттачивала до ювелирной точности. Наиболее известные роли сыграла в фильмах «Труффальдино из Бергамо», «Осенний марафон», «Одиноким предоставляется общежитие», «Хозяйка детского дома», «Сладкая женщина”, «Однажды двадцать лет спустя».
Клара Лучко
Клара Степановна Лучко родилась в крестьянской семье на Украине. Ее родители были председателями колхозов. Решение дочери стать артисткой было неожиданностью для семьи. Свое обучение театральному мастерству Клара Семеновна начала еще в военные годы.
Внешность, за которую Клару Лучко дразнили в подростковом возрасте, впоследствии стала ее визитной карточкой: стройная, высокая, подтянутая. Классические черты лица, сияющие глаза, открытая улыбка сделали артистку любимицей советских зрителей. Старт ее звездной кинокарьере дала роль Дарьи Шелест в фильме «Кубанские казаки». За эту работу Лучко получила Сталинскую премию. Главной картиной более зрелых лет стала многосерийная мелодрама «Цыган», а после и ее продолжение «Возвращение Будулая».
Раиса Рязанова
Она родилась в Казахстане, вне брака. Мать, чтобы не мозолить глаза женатому мужчине, уехала из родного села. Поступать в театральный Раиса решила назло одному актеру, сыгравшему Ромео, в которого Рязанова была безответно влюблена.
Раису Рязанову узнают по таким фильмам и сериалам, как «Москва слезам не верит», «Белый Бим Черное Ухо», «Конец операции “Резидент”», «Дамское танго», «Леди Босс», «Другая жизнь», «Желанная», «Близнецы», «Клетка», «Не родись красивой».
Раиса Ивановна – отличный водитель. Когда ролей, а вместе с ними и денег, не хватало, она занималась частным извозом.
В СССР не было такого понятия как «звезда шоу-бизнеса» и «гламурная дива». Но зато советские киноактрисы ценились зрителями не за эпатаж или модные наряды, а за природную красоту и блестящий талант.